Эзотерическое общество потребителей

— Не было книг по эзотерике, психологии, религии и так далее. Сейчас эта возможность существует. Мало того, в Россию хлынул мощный поток всяких религиозных, эзотерических, психологических течений со всех сторон. Сейчас спрос удовлетворен. Более того, его удовлетворяют самым прагматичным способом, то есть выпускается литература наиболее «ходкая».

— Раньше издатель или те, кто стоял за ним, формировали мнение, оно было единым и строго контролировалось.

— Сейчас всё обстоит иначе. Народ хочет сибирскую целительницу с заговорами, и под этот запрос работают издательства. Деньги начали решать всё. Мнение масс нужно уловить и удовлетворить. Ориентация идет на то, что потребляется большинством, а это, как правило, вещи низкого качества. Их много, что создает иллюзию духовного всплеска и развития, а на самом деле это общество потребителей.

— Иногда получается, что человек просто не готов к этому, просто идет период набора опыта. Он «набиратель» и потребитель. Иногда человек начинает видеть, что здесь что-то не так: вся квартира в книгах, а в жизни ничего не изменяется, ничего нового не происходит, всё идет по-прежнему, только под другой вывеской.

— К этому прийти очень не просто потому, что само общество, капиталистическое или социалистическое, является обществом потребителей. Лозунги социализма: «Больше хороших и дешевых товаров народу», а капитализма — «Мы удовлетворим любые ваши потребности». Ориентация идет на существующие материальные потребности. У человека есть потребности, идущие из старой структуры сознания. Эти потребности удовлетворяют, более того, за потребителем бегают, предлагают. Обратите внимание, как зазывают, например, в секты.

— Оля привела очень хороший пример, когда человек со всех сторон обкладывается книгами и имеет очень высокие амбиции по поводу того, что он всё знает. А внутри чувствует совершенно противоположное состояние, что ничего он не знает, ничего значимого не происходит, просто он ходит по кругу. Когда он доведет себя до критического состояния в разведении двойственности «знаю — не знаю», то возможен выход. Для этого надо отказаться от состояния «я знаю». Чем более начитан человек, тем сложнее с ним работать, его ум всё или почти всё знает, при этом сфере чувств не придается никакого значения. Начитанным нужно войти в состояние «я не знаю» как в противоположную полярность своего привычного состояния знания.

— Имея приличный возраст, личности сказать «я не знаю» — это крах. В этом смысле очень показательны две Валентины, пришедшие на наш семинар одновременно: возраст обоих за пятьдесят, за плечами огромный стаж работы, высокий статус в обществе. Одна всё знает и всем об этом твердит, а другая приняла состояние незнания. В итоге первая не выдержала и сбежала, обвиняя и осуждая всех, а другая творит в своей жизни невероятные ранее вещи.

— Если удерживается состояние «я знаю», то подразумевается, что человек знает, кто он. Когда начинаешь притрагиваться к этому, то вдруг выясняется, что истинного знания-то нет. Пройти эту фазу и есть самое сложное: тот, кто не проходит ее, просто отсеивается из нашего процесса. Есть знания абстрактного характера и апеллируют они к тому, что говорил Иисус, Будда, еще кто-то. Они опираются на идеал, то есть на то, что к ним не относится. Когда переводится разговор на то, кто же ты, — вот тут-то они и убегают. А с помощью идеала, как мы уже рассмотрели, можно очень здорово манипулировать. Посмотрите, все религиозные организации имеют огромное количество последователей. Они очень мощные, огромные средства привлечены туда.

— Там всё перевернуто, то есть обращено вовне — на идеал, а не во внутрь человека. «Ты должен верить в Иисуса, а остальное не твоё дело». Ты просто винтик огромного механизма, за тебя уже всё решили и подумали.

— «Ты просто не знаешь, что сказал Иисус, и недостаточно веришь в Иисуса». Вот на этом и строится механизм многих религиозных убеждений. Вместо имени Иисуса можно поставить другое имя, но суть остаётся та же самая.

При различии политических взглядов главным идеалом светского общества являются деньги и власть, поэтому, в конечном счете, всё покупается. Пресса, например, наглядно демонстрирует, что всё продается.