Борьба за независимость — это борьба за изменение правил

— Ребенок очень сильно чувствует свою зависимость от родителей. Он начинает протестовать и говорить: «Я независим! Я сам по себе!» В той или иной степени он это провозглашает, не может это не провозглашать, иначе не сформируется его личность. Ребенок начинает нарушать правила, установленные теми, от кого он зависит, и вводит свои правила. То есть независимость — это введение собственных правил. Но потом вас будут крайне раздражать дети, которые будут делать то же самое, то есть вы будете создавать ту же самую модель поведения для них. Вы будете делать то же самое, что делали ваши родители, создавая определенные правила для вас, а в итоге ваши дети будут их нарушать. Эту преемственность надо увидеть. Это и есть вечный конфликт отцов и детей.

Борьба в сфере дуальности «зависимость — независимость» является одной из важнейших двойственностей для человека, но решить эту проблему невозможно, имея традиционный взгляд. Потому, что всеми и всё время воспроизводится одна и та же дуальная матрица с криками борьбы за независимость. Потом с этими же криками это же самое будут делать ваши дети, дети их дети так далее.

Рассмотрите свою «зависимость — независимость» по отношению к родителям. В чем она заключалась? Потом посмотрите, как вы начали бороться за независимость? Что вы делали? Рассмотрите подробно, и вы увидите причины того, что делают ваши дети сейчас по отношению к вам.

— Я вижу, как моя дочь повторяет меня, только в более усугубленном варианте. Я сбежала от родителей, выйдя замуж, а она даже замуж не выходит, а просто рожает ребенка. Да, я вижу это, а как из этого выйти?

— Вы очень спешите, пока вы не видите этого ясно. Если бы вы видели это ясно, то не задавали бы вопроса о том, что же с этим делать. «Я вижу» — значит «Я вышел». Если вы говорите, что видите, но не вышли, то, значит, не видите целостно. Если я вижу, значит, я вышел, а если я не вышел, значит, я не вижу.

— Я увидела, что в семье родители мне давали большую степень свободы. Они были очень занятыми людьми. Родители уходили на работу, когда дети еще спали, а приходили, когда дети уже спали. Зависимость была от внимания родителей. Они старались дать нам его. Например, в воскресенье было святым делом всей семьей собраться за столом, погулять в парке. Этого мне как ребенку не хватало, а нас, детей, было трое. В итоге после школы я вообще уехала в другой город учиться, хотя можно было спокойно продолжать учебу в родном городе.

— Что рассматривается как зависимость? Что именно? Мало или много внимания? Внимание — это вещь столь же обширная, как мир. Например, кто-то подошел и плюнул на вас. Это внимание. Его легко можно получить, если, например, начать оскорблять кого-то.

Кто-то вас погладил. Это внимание. Кто-то вас ударил. Это внимание. Кто-то выстрелил в вас — это тоже внимание. Убить человека — ведь это проявить внимание к нему, причём повышенное. Не так ли? Зависимость от какого вида внимания была у вас?

— Была зависимость от положительной оценки меня, от положительного общения со мной родителей, от моей единственности по отношению к другим детям. Когда я приезжала на каникулы, меня не знали куда посадить, я чувствовала это внимание, эту единственность, исключительность.