Выгодные стороны нищеты

— Как вы создаете состояние, когда не можете оплатить то, что, как вы говорите, является крайне важным для вас, в данном случае наш семинар? Почему вас удерживает состояние нищеты? А оно удерживает вас. Значит, в нем вы находите для себя нечто весьма выгодное. Пока вы не увидите выгодные стороны нищеты, вы не сможете увидеть стоящую за ней двойственность. Сейчас вы сталкиваетесь с отрицательной ее стороной, вы не можете оплатить то, что, как вы говорите, является для вас важным. Поэтому я спрашиваю: «Как вы создали ситуацию нищеты и каков ваш выигрыш в таком положении вещей?» Мы сейчас драматизировали эту двойственность для того, чтобы ее увидеть. Давайте смотреть на нее во всех проявлениях.

— Я получаю жалость к себе.

— Я вижу, что нищета мне позволяет скрыть собственную лень.

— А моя нищета снимает с меня какую-либо ответственность, то есть я легко могу быть безответственной.

— Заметьте, у нищеты есть своя гордость. Например, при социализме был распространен лозунг «Мы бедные, но гордые» по сравнению с буржуями, которые мать родную продадут за прибыль.

— А я увидела, что меня не понимает никто, потому что всё так сложно. Ум начинает гордиться тем, что кругом-то всё так сложно, а я-то это понимаю. Значит, я умная. Возникает внутренняя важность, в связи с этим возникает гордость. Я нищая, зато умная.

— Отказаться от такого представления очень непросто. Это гордыня нищей части. Посмотрите, в христианстве гордыня рассматривается как один из главных грехов. Предлагается бороться с ней. Только я не знаю ни одного человека, который смог бы побороть свою гордыню. Я вижу только то, что от борьбы с ней она лишь усиливается. При этом гордыня имеет множество ликов. Так откуда же она возникает и почему так устойчива? Понять это можно, только исходя из дуальной природы личности.

Гордыня — это «праведное» осуждение сознательной частью личности своей противоположной подсознательной части. Гордыня возникает на почве осуждающего взаимоотношения противоположных сторон дуальной личности. Сознательная сторона личности всегда считает себя лучше подсознательной и поэтому осуждает ее. Степень, или интенсивность такого осуждения и является тем, что здесь называют гордыней. Поэтому разновидности гордыни столь же разнообразны, как разнообразны двойственности. Возвращаясь к нашему разговору о нищей части вашей личности, можно сказать, что вы получаете удовлетворение от усиления ее гордыни. Но именно эта гордыня и не впускает деньги в вашу жизнь.

— Я бедная, зато чувствительная, у меня сердце работает.

— Я бедная, зато гордая.

— Я бедная, зато честная.

— Посмотрите, из социализма вынесено представление о том, что честным может быть только бедный, не совсем нищий, но бедный. Богатый не может быть честным. Никто не замечает, что богатые порой трудятся по двадцать часов в сутки и без отпусков годами. Многие из нас воспитывались в соответствии с «Кодексом строителей коммунизма», и вот последствия такого воспитания.

— Для меня иметь много денег стыдно.

— Я предлагаю обсудить все плюсы нищеты, потому что именно они поддерживают и минусы.

— Я увидела свое представление, что нет денег — нет проблем.

— А как мы видим, проблемы-то есть.

— Нет денег, но зато и нет страха их потерять, то есть ты не привлекаешь к себе криминальных элементов. Я нищая, зато мне нечего бояться потери богатства.

— Кода я продала дом, у меня появились деньги. Вместе с ними появился страх, что могут ограбить, произойдет инфляция. Из страха потери я отдаю деньги знакомой с целью наживы, надеясь, что у меня пойдут проценты, а в результате я потеряла всё. Осталась я без денег, зато появилось громадное осуждение знакомой за присвоение моих денег. Я не нанимаю рэкетиров, чтобы отобрать у нее эти деньги. Я терпеливая, упорно жду, надеюсь на что-то лучшее. Я очень ярко чувствую себя «очень хорошей» на фоне ее «плохой». Я такая исключительная на этом фоне, кто бы так еще смог? А я-то смогла!

— Еще по поводу исключительности: богатый не может прожить месяц на две тысячи, а я могу, то есть я экономная, бережливая, я — настоящая хозяйка, я очень изобретательна.

— Помните, при социализме были очень популярны журналы с советами типа «как из шишки сделать карбюратор»?

— А у меня одни плюсы от бедности. Благодаря ей, я стала творческой личностью: могу из дерьма конфетку сделать, одна крупа в доме, а могу всех накормить. Могу сварить «суп из топора». Живу в представлении «у меня нет денег, а я и дети мои одеты, обуты, в квартире есть всё необходимое, в общем, живу не хуже других». Живу, не умираю и очень этим горжусь. Главное я честная, я не ворую. Богатство — это воровство, криминал, а я в милиции работаю, живу по закону, я порядочная. Я очень горда тем, что на пятьдесят рублей проживу с детьми неделю. Гордость просто распирает меня, ведь никто так не может жить, только я могу. Я очень общительная, такая, что мне старые вещи кто-то отдает, мне еще посочувствуют, как я двоих детей тяну, я еще в «жилетку» поплачусь. Этим всем я горжусь. Не имея ничего, я держусь на плаву. Я и в милиции-то работаю, потому что там стопроцентный больничный. А раз так, то этим надо пользоваться, то есть можно болеть. В общем, и болезнь у меня есть, даже инвалидность. И еще плюс — это бесплатный проезд, ведь я всегда «зайцем» ездила, а теперь — на законных основаниях. Единственный мой промах-минус — не пользуюсь бесплатными лекарствами, просто стараюсь их не пить, я же всю жизнь боролась за здоровье. А еще, так как я сильно больная, так мне везде оздоровительные путевки дают. Как теперь я вижу, у меня сплошная польза от бедности. Кто-то мне хлеба даст, кто-то мешок картошки подкинет, а я сижу и этим наслаждаюсь. Главное, что я не хочу ничего менять, меня это устраивает. У меня еще и взаймы берут, я добрая и щедрая. Я увидела, что ненавижу деньги. Получается, что мне надо идти работать еще куда-то.

— Вы можете работать на трех работах, а из бедности не выходить. Не будет денег, если есть такая установка на положительность бедности. Надо увидеть так же ее отрицательность. В итоге надо увидеть то и другое вместе.