Глава 1. Возлюби врага своего

— Обычно я не называл тему семинара, но на этот раз мне хочется ее обозначить. Тема этого семинара — «Возлюби врага своего». Я думаю, что все это высказывание слышали, но не все его поняли. Что значит возлюбить врага своего?

— Это возлюбить ту часть себя, которую ты не принимаешь.

— Очень трудно возлюбляется эта часть.

— Очень трудно полюбить часть себя, которую считаешь врагом. А врагом кого она является и почему, собственно, ее надо полюбить?

— Наверное, потому, что она не допускает ничего нового. Все контролирует, критикует, оценивает.

— А кто ее должен возлюбить?

— Другая часть, которая оценивает.

— Полюбить ту часть, которую я считаю недостойной проявления.

— Кто это «я» и какую часть?

— Их две. С моей точки зрения одна негативная, а другая позитивная. Одна часть непроявленная, а другая явно проявляется. И моя проявленная часть не пускает ту, непроявленную. Эту непроявленную надо полюбить.

— Кому надо ее полюбить?

— Тому, кто играет эту роль.

— Кто играет эту роль?

— Я.

— Кто этот «я»?

— У меня есть две части, которые я сегодня хорошо увидела. Одна часть — та, которая перед вами.

— Мы видим тело, сидящее на стуле.

— Это тело пытается еще лепетать, выражаться как-то.

— Так это мы сейчас тело слышим?

— Нет, вы слышите не тело. Часть выражается через тело.

— Мы видим тело, но, оказывается, в теле есть две части. Эти части используют тело для того, чтобы передавать то, что они хотят передать. Так кто кого должен принять? Обе части — тело? Или одна часть — другую?

— Они должны прийти к согласию.

— А в чем их несогласие и как они могут прийти к согласию?

— Одна часть очень самодовольная, самоуверенная, очень озлобленная.

— А чем она озлоблена?

— Вечно недовольна. Ей все не так, все не по ней.

— Чтобы было что-то не так, должно быть что-то так? А что у вас «так» и что «не так»?

— У этой части есть какие-то представления о том, что должно быть так. И то, что не соответствует представлениям этой части, — то и не так.

— Значит «не так» относится к одной части, а «так» относится к другой части.

— И та, к которой относится так, не проявляется вообще.

— Значит, одна часть хочет, чтобы все было «так», а другая хочет, чтобы все было «не так». Таким образом, каждая из них проводит свою правду. В результате действия одной части приводят к тому, что все есть «так», а действия другой части приводят к тому, что все есть «не так». Так кто кого должен полюбить?

— Наверное, тот, который одновременно видит эти две части. Надо разрешить им быть обеим.

— Как вы можете разрешить быть этим двум частям, если творчество одной из этих частей ведет к тому, что все будет «так» в нашем условном варианте, а творчество другой части ведет к тому, что все будет «не так». Как вы можете совместить то и другое? Можно ли их совместить?

— Если выйти за рамки «так и не так», то конечно.